Поэтапная дымковская роспись и создание игрушки из трафарета

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Обжигание, сушка и обработка

В конце лепки фигуры её следует хорошо высушить и обработать посредством обжига. Время сушки будет определяться в зависимости от размера фигурки, температуры и показателя влажности воздуха в помещении

При этом очень важно понимать влажность, температуру и остальные параметры

Новости  Красивый френч по-новому: фото, идеи французского маникюра

После сушки игрушку нужно обжечь. Ранее для обжига расписной фигурки использовали печь. Изделия помещали на металлический противень и клали на сами дрова. После того, как игрушка начинала наклоняться в сторону, её хорошо остужали. Сейчас используют усовершенствованные модели печек, которые помогают экономить время и защищают мастера от возможных опасностей при работе.

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

https://youtube.com/watch?v=bVLSstpBPnY

История создания

Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.

В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

  • Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
  • В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла, рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
  • Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные забавы с фигурками. Они заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.
  • Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и посвященные народным узорам. Ребенок с удовольствием раскрасит барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть, дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое хобби или даже профессию.

Раскраски

Надеемся, что наш рассказ о дымковской игрушке вдохновил вас не только на то, чтобы передать информацию об этом удивительном народном творчестве своим детям или воспитанникам, но и на то, чтобы попробовать воссоздать процесс изготовления глиняной поделки в домашних условиях или условиях образовательного учреждения.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Вос.-ль: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями,на берегу голубой реки стояло большое село. Домов в селе было много. Каждое утро вставали люди и затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки.

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой,казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Много игрушек сделают за зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди, везут продавать свои весёлые игрушки в разные города и сёла. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими.

Игрушки лепили из глины, затем обжигали в печах и разрисовывали. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Художники для росписи использовали малиновый, жёлтый,зелёный, красный, оранжевый, синий цвета.

Посмотрите узоры состоят из полосок широких и узких, прямых и волнистых линий, располагаться узор может в виде кругов, точек и колец. Иногда линии могут пересекаться и образовывать узор, похожий на клетку.

А сейчас давайте встанем в хоровод, как наши дымковские игрушки и поиграем.

Физкультминутка:

Мы ребята удалые

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки раздаём.

Раз,два, три, четыре-

Круг поуже,круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пошли в присядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Ребята, давайте и мы нарядим нашу барышню. Распишем её юбку. (показ воспитателем приемы рисования узоров).

Но прежде чем приступить к рисованию давайте вспомним правила пользования кисточкой и красками. Кисточку берём тремя пальчиками у железного наконечника, обмакиваем в воду самый кончик кисточки. краску набираем на кисть аккуратно, как-будто наматываем на кисть ниточку. Кисточку после использования хорошо промываем, промакиваем кисть салфеткой.

Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе-сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

Стал указывать дорогу.

Средний пальчик- самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает.

А мизинчик- господинчик

В землю косточки сажает.

Теперь детки посмотрите на узоры (показ узоров, выберите какими узорами вы будете расписывать юбку у барышни. Выбрали? Можете приступать к работе.

Какие красивые получились у вас барышни. Давайте, устроим выставку и посмотрим, какие у вас у всех получились интересные работы. Сегодня вы славно потрудились.

Ход НОД:

Воспитатель Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?

Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель. (Показ презентации) Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

– Ребята, а вы знаете кто такие – подмастерья? (Нет)

– Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

– Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

(Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

– Что такое «заготовка»? (Подготовленная для росписи глиняная игрушка)

– Правильно, вот такие заготовки и прислали нам дымковские мастера.

– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красного, желтого, оранжевого, голубого, синего, зеленого, розового).

– Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи).

– Какие элементы используются при росписи игрушек? (Кружки, точки, волны, полоски и т. д.).

(Выставляю фото с элементами дымковской росписи).

– Давайте представим,что у нас в руках кисточки и в воздухе прорисуем эти элементы: кружки, точки, волнистые линии и полоски рисуем сверху – вниз.

– Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.

Итак, подмастерья, проходите на свои рабочие места, но перед началом работы надеваем фартуки, как настоящие подмастерья. Садитесь удобнее и приступайте к работе. Когда закончится музыка, мы немного отдохнем, а потом продолжим работу.

– Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

ФИЗМИНУТКА «Кисточка»

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем

Мы рисуем: раз, раз….

Всё получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально).

Снова звучит музыка, дети заканчивают расписывать игрушки. По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе.

– Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

– Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

– Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

– А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера!

Всем большое спасибо.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Сюжеты дымковской игрушки

Сюжеты тоже традиционны: важная барыня, скоморох, нянька с множеством детишек, водоноска. Из животных — олешек, баранчик с вызолоченными рожками, петух, важный индюк, реже — собака или кошка.

В двадцатом веке к ним добавились: гусар, паренек на коне или на козле, павлин, музыканты, баба с коровушкой, влюбленная парочка, своеобразная глиняная «мадонна с младенцем. Из новых сюжетов, изображающих группы людей, отметим мужиков в лодке, карусель, хоровод.

Дымковская игрушка в силу своей лаконичности и со вкусом подобранной цветовой гаммы очень важна для формирования художественного мировоззрения детей. Знакомство с дымковской игрушкой часто проводят в детских художественных студиях для стимулирования детского творчества. Фигурки конкретны и узнаваемы, пластика их проста и наглядна, яркая роспись гармонична и доступна пониманию детей. Похожие игрушки дети лепят из пластилина, рисуют карандашами и красками, изготавливают по их мотивам коллажи, История России — это не только цари и войны. Это — душа народа, так жизнерадостно и художественно выраженная в дымковской игрушке.

Как слепить дымковскую игрушку из глины

Можно самим вылепить и раскрасить дымковскую игрушку своими руками, а можно использовать готовую модельку для раскрашивания. Некоторые производители предлагают целые наборы для лепки и раскрашивания игрушек.

Если вам такой подход не нравится и вы с детьми сами решили быть мастерами, придется приобрести в магазине глину.

Может возникнуть резонный вопрос: зачем покупать, ее же в природе полно? Однако найти в природе чистую глину (без примесей песка) довольно сложно. Слепленные фигурки из такой глины будут рассыпаться.

Сухую глину перед лепкой следует вымешать с водой, а глину в брикетах на некоторое время подержать в сырой тряпочке.

Когда вы с ребенком подготовили глину, нужно придумать игрушку которую вы будете лепить. Среди персонажей Дымковской игрушки чаще встречаются человеческие образы – няньки с детьми, водоноски, барыни, скоморохи. Также часто можно увидеть животных – баранов с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, уточки.

Вы с малышом можете слепить любую фигурку, какую задумаете. Если воображение ничего не подскажет, можно воспользоваться готовыми альбомами с инструкциями по лепке дымковской игрушки.

Роспись поделки

Начинается этот этап после того, как побеленная игрушка высыхает. Мастер берет яркие краски и наносит на фигурку простые, незатейливые узоры.

Используемые мастером цвета:

  • желтый;
  • малиновый;
  • синий;
  • коричневый;
  • оранжевый;
  • зеленый.

Чтобы получить дополнительные цвета, основные следует разбавить мелом. Такова была колористика оригинальной дымковской игрушки.

Кисточек в начале развития промысла не было, потому народным умельцам приходилось пользоваться деревянными палочками, обмотанными льняным лоскутком. Если сегодня попробовать работать таким аутентичным предметом, и простая дымковская роспись покажется великим искусством.

Возможно, именно поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но при этом он выразителен, с цветовой точки зрения решен очень правильно.

Прямые и волнистые линии, круги и ромбы – в этих узорах нет филигранности и особой сложности, но учитывая инструменты народного мастера, да уровень подготовки, поражаешься старательности, интуитивности художественного чутья творцов из глубинки. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, пользуются колонковыми или хорьковыми кистями.

В краску для росписи принято добавлять сырое яйцо. Делают это для того, чтобы цвета выглядели более глубокими, насыщенными, да и лишний блеск игрушке не помешает.

И завершала этап росписи финальная обработка сусальным золотом. Из него просто вырезали несложные геометрические фигуры, приклеивали на воротники и шляпки барышень, на рога или уши животных. Потому и получаются игрушки такие праздничные, жизнерадостные, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующего вида.

Роспись, к слову, в определенном смысле канонична. Все лица человечков однообразны. Щеки и рот намечают малиновым цветом, черными становятся бровные дуги, глазки черные и круглые. Волосы у дымковских фигурок обычно темные – сплошь шатены да брюнеты. Рубахи и шляпы обычно однотонные, а вот юбки у женских образов белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белые, щедро расписанные яркими узорами.

Орнамент лишь на первый взгляд прост и сугубо декоративен. Как многое в народном творчестве, он является кодом, информацией. Например, волнистая линия – это река или просто вода, клетки с пересечением – сруб дома или колодца, окружность в центре с точкой – символ солнца или иного светила.

Дымковская игрушка Барыня

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования помогут детям овладеть художественными навыками) у взрослых людей ассоциируются с фигуркой барыни. Шаблон для рисования с изображением женщины в красивом наряде научит ребенка вырисовывать детали, создающие реалистичное лицо человека, и детали его одежды.

Барыня может выглядеть по-разному:

  • с младенцем в руках;
  • с коромыслом;
  • с самоваром;
  • на коне.

    Шаблон для рисования дымковской игрушки Барыня

Выбирать наиболее подходящий вариант стоит, опираясь на опытность и возраст детей, которые будут работать с шаблоном. На первоначальном этапе оптимально дать ребенку дорисовать простейшее изображение женщины без лишних деталей.

Например:

Школьнику в данном случае необходимо украсить платье барыни росписью, свойственной дымковским игрушкам. Помимо дорисовывания деталей, перед ним стоит задача раскрасить изображение на финальном этапе работы. С этой целью чаще всего используют красный, синий, черный, оранжевый цвета красок или карандашей. При продумывании задания для более умелых художников необходимо выбрать шаблон без прорисованных глаз, носа, рта и волос.

История возникновения росписи

Такой вид промысла произошёл из Дымковской слободы, которая в настоящее время включена в состав города Кирова (раньше Вятка). Есть особая легенда, которая связана с созданием такой игрушки. Много столетий назад рядом со стенами этого города сошлись два дружелюбно настроенных войска, но по причине того, что на улице было слишком темно, они подумали, что враги друг другу, и начался кровопролитный бой. В нём погибло большое количество воинов, считается, что их разъярённые духи и сейчас продолжают летать над этим полем. После этого печального события было решено ежегодно в весеннее время отмечать тризну.

Со временем такое происшествие забылось, а вместо тризны возникли народные гуляния, которые стали именоваться «свистоплясками». В этот день женщины должны были заниматься лепкой различных глиняных фигур, которые после красиво раскрашивали многочисленными узорами и элементами декора. Фигурками во время праздника весело свистели, а цветными шариками, в которые предварительно клали горошину, кидали друг в друга, что дополнительно наполняло улицу весёлым шумом.

Конечно же, не только бой дружеских войск привёл к появлению такого праздника и самой дымковской игрушки. Также нужно отметить и то, что рядом с Дымковской слободой были большие залежи глины, которые можно было свободно применять в керамике. Необычный метод лепки дымковских фигур и их росписи сделали их особо популярными среди жителей не только Кирова, но и остальных городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *