Как шьется современная татарская тюбетейка. рассказывает мастерица таисия усманова

Что такое тюбетейка

Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом. Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.

Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.

Историческая справка

Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие.

Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живет и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:

  • юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
  • пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
  • каса – традиционна посуда для еды.
Новости  Повязка на голову, разновидности фасонов, модные комбинации

Характерные черты головного убора

Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для ее изготовления могут быть разными: шелк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.

Детали тюбетейки – описание

Этот головной убор состоит из трех частей.

  1. Тепа – «холм», или «бугор». Это верхняя часть шапочки, тот самый купол, который оберегает хозяина он дурного глаза. Интересно, что тепа четырехугольной формы позволяет тюбетейке складываться, а, следовательно, ее удобно хранить.
  2. Кизак – это околыш. Он также расшивался шелком, а в орнаменте были зашифрованы различные символы: рождение и смерть, здоровье и богатство.
  3. Жияк – тесьма, которой обшивался кизак тюбетейки снизу. Также был призван оберегать владельца от злых духов. Он может быть чисто черным или украшаться одним-двумя повторяющимися мотивами.

Виды тюбетеек

У разных народов формы тюбетеек разные, есть квадратные, есть конусообразные, есть похожие на таблетку. Иногда детали на тюбетейке, ее цвета и узоры могут многое рассказать. Считалось, что символы этого головного убора служат защитой (от сглаза, от врагов, от злых духов) или привлекают богатство и жизненную энергию. Существуют даже древние поверья, что тюбетейка может уберечь человека от колдовства, порчи, зависти. Поэтому носить чужую тюбетейку считалось невозможным по причине того, что с головным убором к другому человеку переходят болезни и судьба. Особенно запрещалось надевать тюбетейки умерших людей.

По тюбетейке, как и по халату мусульманина, можно было прочитать, из какого он региона, каково его происхождение, социальное или семейное положение, возраст, род занятий

До революции имамы обращали на это большое внимание и запрещали носить головной убор, не соответствующий достоверной личной информации

Национальные обычаи каждой страны диктуют свои условия ношения тюбетейки

Некоторые богословы говорят о её принадлежности к религии и утверждают, что совершать намаз без тюбетейки – это макрух (нежелательно). В доказательство приводят хадисы, в которых говорится о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда носил головной убор. Действительно, в хадисах многих сподвижников описывается чёрная чалма Посланника. Другие учёные уверяют, что тюбетейка – это элемент восточной культуры, изначально связанный с жаркими климатическими условиями и защитой от солнца. Постепенно этот головной убор прижился и перешёл к более прохладным восточным странам.

В современной жизни иногда между поколениями возникают споры по поводу ношения тюбетейки, тем более, что в шариате напрямую не отражено решение этого вопроса. Старшее поколение в некоторых странах считает недопустимым находиться среди чужих людей с непокрытой голой. Молодежь, соблюдающая традиции ислама, не хочет носить тюбетейки даже во время намаза. По этому поводу в мечети может вспыхнуть конфликт, что недопустимо.

В суре «Аль-Араф» Аллах говорит:

Споры

Многие говорят о том, что это относится и к покрытию головы. Но несколько учёных разведали, что аят был написан для мусульман, которые обходили Каабу обнажёнными и под украшением имелась ввиду просто одежда. Другие спорят с ними, что если речь идёт об одежде, то к покрытию головы это тоже относится. Известный мухаддис шейх аль-Албани выдвигает такую точку зрения: «Мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис:

Учёный также обратил внимание на то, что, если паломнику запрещается во время хаджа покрывать голову, значит, во всех остальных случаях он должен это делать. В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет

В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет.

Интересные факты

Тюбетейка давно стала символом Востока и из предмета одежды чисто утилитарного предназначения, пусть даже и сакрального, превратилась в произведение искусства. Вышивальщицы соревнуются друг с другом в мастерстве выполнения украшений и с удовольствием демонстрируют свои работы на выставках различных уровней. Такой богатый материал для развития этого вида искусства дает древняя история головного убора.

Существует множество исторических фактов, которые, перекочевывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды. Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб

Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от темной энергии

Например, известно, что древние тюрки носили особый фасон тюбетейки, которая надевалась глубоко лоб. Считалось, что узоры на головном уборе помогали защитить «третий глаз» от темной энергии.

Форма головного убора для детей определилась исходя из традиции прятать под нее косичку на макушке мальчика, которая символизировала принадлежность ребенка к избранным детям. Тесемка с кисточкой на верхушке шапочки – аналог этой косички.

В XIX веке тюбетейка еще не являлась предметом женского гардероба, однако, как и везде, встречались исключения:

  • атанг – щеголиха, которая носила эту шапочку, подражая мужчинам, тем самым выражая протест против строгих патриархальных традиций;
  • женщины легкого поведения; по этой причине, когда позже традиция носить тюбетейки распространилась и на азиатских представительниц прекрасного пола, женщины отнеслись к этому новшеству крайне враждебно.

Чем отличается татарская и узбекская тюбетейка

В современном мире среди татарских головных уборов, более распространен стал Каляпуш, головной убор в виде невысокого цилиндра с твердым ободом. Изготавливается из бархата, но в прошлом были и другие виды тканей. Окрас в основном темный, синий, черный, темно-зеленый, украшают вышиванием различных элементов, а также бисером и жемчугом. Чем дороже украшение на шапке, тем знатнее является человек и тем большим уважением он пользуется.

Еще одним важным аспектом в татарском головном уборе является пошив подкладки, в месте шва двух тканей используют вставку из крученой нити, а ранее использовался конский волос. Это делает более плотным ободок.

Узбекская тюбетейка в отличие от татарской имеет квадратную форму и конусообразный верх. Наиболее распространен вид чустского головного убора, изготавливается только из черной ткани, для мужчин и белой для женщин. Орнамент, нанесенный на него, означает защиту от духов и придает по поверьям сил и долголетия.

Еще одним определением тюбетейки является юрта, жилище узбекского народа полностью соответствует форме головного убора. Мужские шапки не имеют многоцветности в отличие от женских, которые могут быть украшены всеми цветами радуги.

Как сделать татарскую тюбетейку из бумаги

Для изготовления нам потребуется:

  • лист плотной бумаги (допустимо использование картона);
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • карандаш;
  • белые толстые нитки и шило;
  • портной метр (для замера размера головы).

На бумаге рисуем эскиз будущего изделия, по размерам снятых с головы. Татарский головной убор имеет цилиндрическую форму, поэтому необходим круг для верха и прямоугольная полоска для создания ободка.

Вырезаем детали и раскрашиваем в темный цвет. После высыхания, с помощью нити и шила, сшиваем элементы наружным швом, это придаст орнамент изделию. Усилить ободок можно за счет вставки дополнительной полоски. Красками нанести узоры на каемку и верх шапки.

Как сделать узбекскую тюбетейку оригами из бумаги своими руками

Для создания головного убора потребуется:

  • бумага (несильно плотная);
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей;
  • метр портного.

Необходимо на листе бумаги сделать выкройку модели, она состоит из 1 детали, которую впоследствии собирают в конусе. Предварительно замерив размер головы, метром.

Затем необходимо склеить составляющие так, чтобы получился многоугольник. Украшение шапки, происходит исходя из предстоящего события, это могут быть золотистые или белые узоры. Сам цвет модели делится на черный для мужчин и белый для женщин.

Что такое тюбетейка? фото, материалы, детали, виды тюбетеек. особенности узоров на головных уборх. интересные факты.

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах. Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».

В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.

С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.

Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.

К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».

В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.

Эссе о тюбетейке.

Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.

Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

История узбекской тюбетейки

Само слово Тюбетейка имеет татарские корни, произошло оно от слово «тюбете», что в переводе значит – верхняя часть, вершина. В Узбекистане же принято называть этот головной убор «калпок» или «дуппи». К концу 18 – началу 19 века, тюбетейки набрали большую популярность в Средней Азии, как и множество их форм и видов: круглые, конусные, островерхие, квадратные, вытянутые в виде купола.

К самым распространенным орнаментом вышивки, относятся цветочный мотив и миндалевидный мотив «бодом» – символ жизни и плодородия. «Илон Изи» (тропа змей) — широко распространенный узор в орнаменте тюбетейки. Ходят поверия что он действует как талисман.  Узбекские орнаментные украшения, как и цветовое оформление, также представляют большое разнообразие и их реализация зависит от региона.

Узбекские тюбетейки бывают женские, мужские, для детей и для людей пожилого возраста. Пожилые женщины их не носят. Внешне они различаются следующим образом:

Мужские.

Преимущественно из тёмных тонов, близких к чёрному. Изготавливаются из сатина или бархата.

Женские.

Используют светлые тона. Основным материалом является бархат, шёлк или парча. Также украшаются бисером, яркими камнями и блёстками.

Детские

Это красочные ткани, пушистость кистей и бисера, разноцветная вышивка, блестки и множество прелестей.

Разновидности тюбетеек

Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику. Многообразие узбекских узоров поражает. Они могут быть выкроены в виде очертаний животных или птиц, растений или просто сложных узоров. Самые распространенные орнаменты на тюбетейках это:

  • Перец — символ чистоты и отрешенности от всего земного;
  • Пучки перьев, мотив соловья, птицы — символ высшей мудрости;
  • Ветки розы — символ мира и красоты;
  • Надписи священной арабской вязью – в качестве благословения носителя.

Способы вышивки также самые разные, гладью, мелкими крестиками, бисерным плетением. Часто рисунок предварительно наносится на поверхность, а уже потом по нему вышивается узор. Но профессиональные вышивальщицы способны обходиться без предварительных набросков и вышивать узоры сразу.

В Фергане и всей Ферганской долине особо популярны Чустские тюбетейки, выполненные в строгом стиле, но всё же очень красиво смотрящиеся на голове. Это контрастные узоры из чёрного и белого цветов, по четыре стороны вышиты узоры в форме стручкового перца «калампир». Считается, что выкройка четырех цветков в куполе тюбетейки призваны оберегать состояние здоровья мужчины, а целых шестнадцать полукруглых узоров по кайме – символ дружбы и богатства семьи. Ни один мужчина не придёт на мероприятие без этой тюбетейки, будь то свадьба, посещение молитвы в мечети, праздник или похоронная церемония.

Шахрисабзские и Сурхандарьинские «дуппи» бросаются в глаза своей яркостью красок и необычным способом шитья «ироки». В Ташкенте же популярны тюбетейки типа «шоблуш», это мужские головные уборы, выполненные из хлопчатобумажной ткани с особой подкладкой, которая может быть обшита либо вручную, либо на машинке. Бухарские тюбетейки имеют круглую и четырёхгранную форму.

Самые популярные Бухарские тюбетейки, это те, что украшены золотым шитьём. Об этих головных уборах известно во всём мире уже с давних времён. Они были непременным атрибутом одежды высокопоставленных лиц и знати. Узоры выполнены обычно в виде растений или выкройки геометрических форм. Украшаются так же распушёнными кисточками и бахромой. Ныне такие тюбетейки чаще всего одевают на свадебные церемонии и торжества.

Большую популярность национальная тюбетейка возымела в начале двадцатого столетия, распространившись из Узбекистана по всему миру. Во многих мировых музеях тюбетейка принимает участие в различных экспозициях. Однако полную коллекцию всех видов тюбетеек можно найти исключительно в музеях Узбекистана, таких как “Музей прикладного искусства” или “Музей истории Узбекистана”.

Особенности узоров тюбетеек

У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в ее работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:

Чустской

Самая популярная — чустская тюбетейка, где по черному полю идет орнамент, выполненный белым шелком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.

Шахрисабзской

Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить все разнообразие и богатство жизни.

Бухарской

По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить ее происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое ее надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:

  • «глаз соловья»;
  • «язычок воробья»;
  • круг, обозначающий цель.

Андижанской

Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и черный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза. Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.

Ташкентской

Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает ее многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, темно-синем или темно-зеленом фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза. В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.

Байсунской

Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Желтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок.

Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал темным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.

Каракалпакской

Еще один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, желтыми и зелеными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нем сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *