Особенности татарского национального костюма

Содержание

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Новости  10 интересных фактов о вашем пупке

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

В современном стиле

В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.

У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток.

Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.

Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.

Гобеленовый узор для головных уборов

Самые привлекательные тюбетейки выполнены гобеленовым узором. На первый взгляд, кажется, что их трудно связать, особенно начинающим рукодельницам. Но с подробным описанием сделать это не так уж и сложно!

Для работы понадобится несколько клубочков разноцветных хлопковых ниток и тонкий крючок №2-2,5. Вязание начинается из центра донышка, набирается цепочка из 5 воздушных петель и замыкается в круг. В колечко провязывают 9 столбиков б/н, а в третьем ряду увеличивают до 18 столбиков б/н. В 4 ряду вводим цветную ниточку, и через каждые 2 петли 1 петельку провязываем другим цветом. В последующих рядах увеличиваем количество цветных петелек и за счет такого приема расширяем донышко и формируем яркие лепестки.

При вязании жаккардовых узоров ниточки не обрываются, а прячутся внутри мелких столбиков без накида. Полотно получается аккуратным с двух сторон и очень плотным, как у гобелена.

На шапочке можно легко вывязать любой рисунок, к примеру, как на фото, потому что фантазия в творческих жаккардовых узорах по-настоящему безгранична!

В заключение трудолюбивым рукодельницам короткое видео с яркой подборкой стильных тюбетеек для мальчиков и оригинальных шапочек для девочек.

Шьем головной убор для моряка своими руками: выкройка

Бескозырка может понадобиться мальчику в школу, например, на праздник 23 февраля. Если у вас есть костюм моряка, а головного убора нет, то его можно сшить самостоятельно. Это просто, вот выкройка:


Выкройка к пошиву головного убора для моряка своими руками

Для пошива такого головного убора нужна только одна мерка — обхват головы. Понадобятся такие материалы:

  • Ткань белого цвета
  • Ткань синего цвета для околыша
  • Дублерин для уплотнения
  • Нитки в тон материала, ножницы

Работу по пошиву выполняйте так:

  • На отрезке синей ткани отмерьте отрезок, равный окружности головы. В ширину сделайте 11 см.
  • Уплотните этот отрез дублерином. Это околыш, который будет держать головной убор на голове.
  • Сложите этот отрез пополам по длинной стороне. Должна получиться полоска в 5,5 см шириной.
  • Из белого отреза вырежьте два круга, как показано на выкройке: один сплошной, а второй с вырезанным кругом внутри. Радиус круга = длина окружности головы / 2Пи. Это будет радиус маленького круга, который нужно потом вырезать. На его место будет вшиваться околышек. Радиус большого круга = радиусу маленького круга +9 см.
  • Маленький круг вырежьте.
  • Теперь сложите два больших круга лицом к лицу и сшейте по краю.
  • Околыш (полоску уплотненную дублерином) пришейте к маленькому кругу. Обязательно сделайте надсечки перед вшиванием, чтобы не получились некрасивые сборки.


Головной убор для моряка своими руками

Теперь нужно пришить декор. Чтобы скрыть надсечки, приклейте синюю атласную ленту по окружности околышка. Из нее же сделайте две ленточки до плеч, которые должны развиваться на ветру, как у настоящего моряка. Спереди на околышке пришейте якорь. Все — бескозырка готова.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
  • Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии. Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Как сшить самой капор на голову с горловиной: из меха норки, выкройка, видео

Капор на голову с горловиной

Несколько лет назад капор носили только маленькие девочки. Такие зимние шапки не выходили из детской моды. Сейчас капор носят и женщины. Данная шапка может быть разных фасонов и сделана из разных материалов: шерсти, меха, трикотажа и так далее. Капор можно сшить по принципу шапки Wolka, процесс создания которой был описан выше по тексту. Единственное отличие капора от «волки» — это наличие шарфа, хомута, который должен лежать на плечах.

Капор на голову с горловиной из меха норки

Для создания капора подойдет вот эта выкройка:

Выкройка капора на голову с горловиной из меха норки

Сделайте капюшон более удлиненным, прошейте края, вставьте шнурок по линии головы и шеи — капор готов. Подробная инструкция создания капора в видео ниже.

Сшить головной убор своими руками — для повара, официантки: выкройки


Головной убор своими руками — повара, официантки

Профессиональная одежда важна в работе на предприятиях общественного питания. Повара, официанты, кроме специальной формы должны носить головной убор. Это простые изделия, которые можно сшить самостоятельно. Ткань используется х/б белого цвета, но и можно и другого вида и цвета. Вот выкройка поварского колпака:


Выкройка для головного убора своими руками — повара

Сначала вырежьте выкройку на бумаге, а потом перенесите ее на ткань. Радиус круга может и больше. Причем, чем больше этот параметр, тем пышнее будет колпак. Этапы работы:

  • Сначала сшейте тулью, которая будет охватывать голову и держать колпак. Сложите вдвое по длине полоску. На одну из ее частей прикрепите при помощи утюга флизелиновую ленту. Лучше это сделать на ту часть, которая будет охватывать голову.
  • Прошейте очелье с изнанки и выверните на лицевую сторону. Затем сшейте концы.
  • Верх колпака прошейте двойной строчкой по краю или сделайте небольшие складки.
  • Пришейте верх к очелью. Колпак готов.

Головной убор официантки также просто сшить. Вот выкройка и этапы работы:


Выкройка для головного убора своими руками — официантки

Чтобы такой «кокошник» был плотным, внутрь следует вставить флизелин или другую подобную ткань. Бант можно и не делать, а заменить его на другой декор, сделанный, например, из кружева или атласной ленты в виде сборки.

История национальных костюмов татар

Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.

Традиционная одежда татар времен средневековья — распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали.

Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна.

Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли.

Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета.

Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца.

Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа — «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой.

Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями.

Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и  указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны.

Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем.

Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.

На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову — тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Видео про национальные костюмы татар:

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Инструкция. Свадебная шляпка своими руками

Не все современные невесты-модницы с радостью следуют классическим традициям. Некоторые готовы заменить привычную фату на элегантную шляпку с вуалью. Если ассортимент, представленный в магазинах, вас не устраивает, то можно попробовать создать свою собственную.

Особенности самостоятельного изготовления

Прежде чем приступать к работе, нужно всё тщательно продумать. Для начала стоит прикинуть, какие финансовые затраты вас ждут и сколько времени потребуется на изготовление свадебной шляпки своими собственными руками.

Бюджет будет напрямую зависеть от фасона, который вы выберете, и расходных материалов. Так, мини-шляпка, сделанная с помощью воздушного шарика, ниток и клея и дополнительно украшенная цветами или стразами, обойдется вам примерно в 500 рублей.

Более роскошные варианты, с использованием ткани, подкладочного материала и сеточки, получатся дороже, однако вполне возможно уложиться в 800-1000 рублей.

Не стоит рассчитывать на то, что всё получится быстро и легко. Спланируйте время так, чтобы у вас в запасе было 2-3 дня. Если вы впервые принимаетесь за шитье шляпки, то медленный темп и какие-то ошибки или даже переделки очень вероятны. В среднем на работу уходит от нескольких часов до суток.

Как крепить?

Создавая головной убор своими руками, нужно обязательно заранее обдумать возможности его крепления к волосам.

  • Шпильки помогут надежно удержать шляпку на прическе. Но для их крепления необходимо на готовом изделии сделать специальные петельки.
  • Ободки. Миниатюрную шляпку можно приклеить к ободку, который просто надевается на голову.
  • Гребни и заколки – также неплохой вариант для крепления головного убора. Их можно просто пришить к шляпке.

Модель с вуалью

Для изготовления этого элегантного головного убора потребуется следующее:

  • любая ткань, которая легко драпируется;
  • подкладочная ткань (фетр);
  • ткань для основы (любые обрезки хлопковой ткани);
  • плотный объемный синтепон;
  • сеточка-вуаль;
  • нитки;
  • сантиметровая лента;
  • декоративные элементы (текстильные цветы, пластиковые пуговицы);
  • кусочки кружева;
  • ленты;
  • заколки.

Пошаговая инструкция (+ видео с канала The SALON):

  1. Утюгом отпарьте синтепон до толщины 0,5 см.
  2. Сделайте выкройку из бумаги: задайте желаемый радиус и циркулем начертите окружность.
  3. Согните окружность пополам и срежьте верх аккуратной округлой дугой.
  4. Наложите половинку выкройки на синтепон и вырежьте две детали.
  5. Наложите эти детали на хлопковую основу и отстрочите их с отступом 0,5 см от края, двигаясь по спирали к центру по всему периметру.
  6. Получившиеся детали сшейте вместе и разутюжьте по шву.
  7. Выверните шляпку основой кверху.
  8. Наложите основную ткань на эту заготовку и закрепите булавками.
  9. Излишки ткани красиво задрапируйте.
  10. Обстригите свисающие края ткани, отступая от заготовки 1,5 см.
  11. Приметайте края ткани вовнутрь.
  12. По выкройке вырежьте подклад из фетра и приметайте её к основной заготовке.
  13. Из сеточки вырежьте прямоугольник, например, размером 47*30 мм.
  14. Срежьте у прямоугольника два верхних угла.
  15. Сдрапируйте сеточку и закрепите её на основной заготовке.
  16. Пришейте подклад и сеточку потайным швом.
  17. Пришейте к подкладу заколку.
  18. Закрепите декоративные элементы нитками или с помощью клеевого пистолета.

Шляпка-таблетка

Для этого простого варианта потребуется совсем не много расходных материалов:

  • воздушный шарик;
  • 2 большие катушки простых ниток;
  • прозрачный клей ПВА или желатин;
  • косая бейка;
  • фатин.

Пошаговая инструкция:

Измерьте объем головы. Возьмите шарик и надуйте его до соответствующего объема. Обмочите нитки в клее или заранее приготовленном желатине. Плотно намотайте нить на шарик

Дождитесь полного высыхания клея и осторожно спустите воздух из шара. Извлеките шарик из ниток. Аккуратно разрежьте сферу из ниток пополам и промните её сверху для придания ей формы таблетки

Обработайте края шляпки косой бейкой. Добавьте украшения по своему усмотрению

Аккуратно разрежьте сферу из ниток пополам и промните её сверху для придания ей формы таблетки. Обработайте края шляпки косой бейкой. Добавьте украшения по своему усмотрению.

* Автор идеи: стилист Анна Музыкантова (Россия, Петрозаводск)

Такие симпатичные модели шляпок для невесты можно изготовить самостоятельно

Свадебный головной убор, сшитый самостоятельно, будет полностью соответствовать вашему вкусу, идеально гармонировать с нарядом в целом и, что немаловажно, существенно сэкономит бюджет

Особенности свадебного наряда

Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбирали белый оттенок наряда, но некоторые предпочитали яркие оттенки. Например, васильковый или бордовый цвет.

Часто одеяние дополняли камзолом насыщенного тона. На ноги барышня надевала туфельки или легкие сапожки (ситеком). На голове у невесты было покрывало из кружев или калфак. Отличительная черта свадебного наряда – большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары указывают на высокое положение девушки в обществе и ее материальную состоятельность.

У парней наряд был намного скромней. Они приобретают классический костюм, который декорируют лентами. Также дополнением одеяния служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей. Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.

Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.

Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.

Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.

Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.

Сшить красивый головной убор своими руками — повойник в виде косынки: выкройка, инструкция, мастер-класс

Повойник — это старинный головной убор, который раньше носили крестьянки и купчихи. Соответственно, простолюдинки шили его из обычного ситца, а купеческие дамы из шелка, украшая разным декором. Сейчас в моде похожие головные уборы, который тоже можно назвать повойником. Современные красавицы делают такой головной убор, сочетая ткани разных цветов и фактур.

Повойник в виде косынки

Сшить его просто — наподобие «сороки». По сути это просто чепец с длинными завязками, которые закручиваются в жгут и оборачиваются вокруг головы, и завязываются в красивый узел. Этапы пошива современного повойника:

  • Очелье — это отрез ткани по размеру равному объему головы (например, 54 см). Ширина может быть любой — 5-10 см. Можно сделать очелье из отреза ткани, сложенного пополам. Прошейте и обработайте края, оставляя незашитыми бока, чтобы вставить завязки.
  • Платок — отрез ткани размером 50х60 см. Также обработайте края любым способом, который вам нравится: оверлоком, красивой строчкой или косой бейкой.
  • Завязки должны быть длинными по 100-150 см с каждой стороны, чтобы можно было их скрутить и красиво завязать.
  • Теперь сшейте все детали и можете надевать повойник.

Технология завязывания повойника

Вот еще один мастер-класс по пошиву повойника из ситца, который можно носить летом, например, в лес, если вы собрались за грибами или во время работы в огороде. Он удобный и комфортный.

Ситцевый повойник

Итак, вот мастер-класс по пошиву этого изделия:

Сначала сделайте выкройку. На ней все размеры даны в натуральном виде, на размер головы примерно в 52-54 см.

Выкройка повойника

  • Чтобы повойник выглядел красиво, необходимо выкроить также подкладку. Ее можно сделать из любой ткани белого или другого цвета.
  • Размер деталей для подклада такие же, как и для основной части.
  • Припусков на швы не делайте. Вот что должно у вас получиться после переноса выкройки на ткань.

Выкроите на ткани

Выкроите подкладку

Внизу подклада сделаны надсечки. Сложите основной круг и подкладочный лицевыми сторонами во внутрь, и прошейте по краю до этих надсечек.

Сделайте надсечки

  • Выверните на лицевую сторону и прогладьте место прошивания.
  • Теперь прострочите остальную часть круга двойной строчкой, чтобы можно было сделать красивую сборку.
  • Когда вы сделаете сборку, примерьте этот «чепец» на голову. Если нужно, то еще подсоберите или, наоборот, чуть расслабьте сборку.

Сделайте сборку и примерьте чепец

Теперь сшейте очелье. Разгладьте швы в разные стороны утюгом.

Сшейте очелье

  • Теперь сложите эти детали лицевыми сторонами во внутрь и прошейте снизу.
  • Выверните на лицевую сторону. Прогладьте утюгом.

Прогладьте утюгом

  • Найдите середину и отметьте.
  • Сложите донышко и очелье строго в середине, где поставлены отметки.

Сложите донышко и очелье и наметайте

  • Наметайте вручную от середины — сначала в одну сторону, затем в другую, до конца завязок.
  • Теперь прострочите на машинке и выверните изделие на лицевую сторону.
  • Прогладьте утюгом.
  • Теперь все манипуляции выполняются на лицевой стороне: приметайте очелье к донышку.

Прошейте теперь с лицевой стороны

  • Наметайте до места, где начинаются завязки. Разгладьте завязки утюгом.
  • Затем наметайте и прошейте на машинке.

Прошейте завязки на машинке

Все — повойник готов. Еще раз все прогладьте утюгом и надевайте головной убор.

Если вам нужен повойник для национального костюма, то вы можете сшить его из шелковой или другой ткани в более ярких тонах. Украсить такой головной убор можно вышивкой, бисером и любым другим декором.

Женские головные уборы

Покрывала — бэрканчек, тугэрэк яулык, орпек, тастар к концу XIX в. уже вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы, разнообразные по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративное решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения, с 1-й половине XIX в. стали сменяться платками и шалями фабричного производства.

Нижние ситцевые платки («француз яулык») татарки носили в роспуск: пожилые женщины завязывали два конца платка под подбородком, девушки и молодые женщины — на затылке.

Ажурные шали из шёлкового трикотажа надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины— под меховую шапку— «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор — калфак.

Бархатные калфаки, расшитые жемчугом, бисером, золотошвейной гладью, были самым распространённым головным у мусульманок вплоть до 1920-х гг.

Старинные формы калфаков — белый вязаный колпак, бархатный «чачак-колпак» к концу XIX в. носили лишь девушки-кряшенки. Замужние кряшенки покрывали голову многоэлементным головным убором сурэкэ, а в молькеевской группе крещёных татар — тастарным комплексом. Последний в локальных модификациях сохранялся также к началу XX в. в женском костюме касимовских татар, отдельных групп мишарей.

Один из древнейших, восходящих к булгарскому периоду, вариантов тастарного комплекса головных уборов включал сплошь расшитую монетами, кораллами, бисером шапочку — кашпау, которую продолжали носить в группе лямбирских мишарей ещё и в середине XIX в.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком. Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *