Традиционный русский народный костюм

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами.

Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке.

Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Костюмы мужчин

Старинная одежда, предназначенная для мужчин, была удобной и максимально практичной. Культуру народа уже тогда невозможно было отделить от земли и природы, как таковой. Это отчетливо отображалось в одеянии крестьян. При его пошиве использовались натуральные материалы. В качестве декора выступали растительные орнаменты.

Русские костюмы, которые носили мужчины, состояли из следующих элементов:

  • рубаха;
  • штаны (порты);
  • пояс.

В качестве головного убора использовался грешевник, для изготовления которого применялась валяная шерсть. Самой популярной обувью выступали лапти. Они были очень удобными и легкими, полноценно защищали ноги, когда мужчины работали на полях. Правда, в зимнее время их носить уже было невозможно. Когда наступали холода, приходилось переобуваться в валенки. В праздничные дни мужчины надевали сапоги, изготовленные из кожи. В повседневной жизни они были неуместны.

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

Павлопосадские меховые жилеты

На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:

  • к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
  • какова его основная деятельность;
  • в каком регионе проживает, к какому климату привык.

Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.

У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.

Немного фактов

Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.

Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.

Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.

Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».

Стиль и цветовая гамма

Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:

  • белый;
  • красный;
  • синий;
  • зелёный;
  • лиловый;
  • голубой;
  • розовый.

Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.

Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.

Сарафан

Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.

Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.

Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.

Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.

Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.

Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.

Новости  Как правильно подравнять волосы в домашних условиях

Традиционные ткани и цвета

Излюбленным цветом славян был естественный белый (базовый). Желтый, зеленый или оранжевый делали искусственно путем дубления коры. Распространенным цветом одежды был синий, а праздничным вариантом – красный. Последний делали из настоя кирпича, корней морены.

По составу ткани определяли статус русского человека: чем изысканнее и дороже наряд, тем богаче его владелец. Знатные люди могли себе позволить фабричную материю и экспортные дорогие варианты: шелк (паволоку), аксамит и парчу. Простые русские люди шили одежду из шерсти, льна, конопли. После 19 века на деревенских ярмарках уже можно было приобрести сатин, ситец, парчу, штофу или позумент.

Лен при выделке приобретал серебристо-серый цвет, и его отбеливали при помощи золы, снега и солнечного света. В зависимости от степени выделки получался грубый, суровый или тонкий холст. Из последнего шили праздничные национальные наряды (платки, крестильные рубашки, платья). Грубый холст использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Наиболее ценным материалом считали волосень — шерсть молодой овцы, которую не стригли весь год. Из длинных волокон делали нитки для вышивки. Из обычной шерстяной ткани шили поневы, сарафаны, рубахи.

Шерстяную или полушерстяную толстую домашнюю ткань (сукно, пониток, сермяжину) использовали для шитья верхней национальной одежды. Меха могли себе позволить богачи – для них добывали куниц, белок, соболей. Простым русским людям были доступны овчина и шкуры диких животных.

Национальную одежду обязательно украшали вышивкой, домотканым кружевом. Узоры в центральных и южных русских губерниях отличались от северных насыщенными цветами, разнообразием орнаментов: клеток, полосок, елочек, копытец, лапок, уступов, репьев, струй. В качестве украшений по краям национальных платьев пришивали кружевные ленты со вставками цветной ткани и вышивки.

ЛенСукноШерстьПарчаШелк

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца.

Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.

Характерные особенности

Одежда славян подразделялась на праздничную и повседневную. Простые предметы гардероба, пошитые из грубых материалов, оснащенные минимумом декора, четко отделялись от ярких, невероятно красочных предметов гардероба, которые надевались только по особым случаям. Самой роскошной считалась древнерусская одежда, выполненная в красном цвете.

Изначально у русских одеяния шили женщины с использованием домотканых, довольно плотных тканей. Именно за счет этого подобные наряды становились особенными. Как правило, при пошиве использовались такие материалы, как шелк, лен и сукно. В роли подкладки выступала особая подкладочная ткань, которая называлась киндяк.

Традиционный костюм дополнялся с помощью многочисленных декорирующих элементов, всевозможных аксессуаров, а также в обуви. За счет этого образ получался максимально гармоничным.

Национальные костюмы народов России имели определенные отличия в зависимости от региона. Например, в северной части государства наблюдалось максимальное количество верхних предметов гардероба. Они были накидными и распашными, нередко комбинировались друг с другом. Накидные наряды принято было накидывать непосредственно через голову. В случае с распашной, отмечалось наличие застежек в виде своеобразных крючков или пуговиц.

Особое внимание стоит уделить русско славянскому наряду, предназначенному для знати. Естественно, что подобная одежда выглядела более роскошно, да и стоила дороже

Она выглядела как с картинки, обшивалась с помощью серебряных и золотых нитей. В качестве украшения выступал жемчуг и другой декор. Подобные дорогостоящие одеяния носили далеко не по одному году. Чаще всего их передавали от одного поколения к другому и следили за тем, чтобы русский костюм выглядел надлежащим образом.

Головные уборы

Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков, а также определить, откуда родом владелец

Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:

  1. Треуха – шапка, подбитая мехом.
  2. Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
  3. Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
  4. Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.

Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:

  1. Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
  2. Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
  3. Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
  4. Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
  5. Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.

После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.

ТреухаТафьяМурмолкаГорлатнаяПолотенцеКичка рогатаяКокошникПовойник

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Новости  Особенности татарского национального костюма
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

История женского русского народного костюма

14-18 вв

С 14-го века торговые отношения между Россией и Европой расширяются. Такие страны, как Франция, Италия, экспортировали в российскую столицу шерсть, шелк, бархат. На предметах одежды было множество узоров, ярких цветов, включая украшения из кружева, искусственных камней.

Очень важен декоративный, народный характер русского народного костюма. При царе Иване Грозном иностранцев, желающих посетить Кремль, обязывали носить русскую одежду, тем самым выразить уважение к российскому престолу. Уже с 17-го века люди, пытавшиеся носить одежду, подобно европейской, да ещё с иностранными прическами, наказывались.

Традиционный народный русский костюм считался важной частью культуры, при этом, западные модные тенденции не могли проникнуть в страну. Такое положение оставалось до 18-го века, когда Петр Великий ПРОВЕЛ реформы внешнего вида верхних и средних классов и упаси было людей Санкт-Петербурга носить его, потому что считалось, что костюм принадлежал только к низшему сословию — крестьянам

С этого момента члены двора обязывались носить европейскую одежду, а давняя традиция народного русского костюма начала рушиться. С этого момента европейская мода начала оказывать влияние на страну.

Члены царской семьи первыми приняли европейский стиль, сильно ориентированный на французскую моду. За это время корсет, а также головной убор, так называемый фонтан, были привезены в Россию из Европы. Фонтан заменил традиционный головной убор, который носили замужние женщины, чтобы полностью покрыть волосы.

Европейская одежда показывала, что кто-то принадлежит к влиятельным классам, а кто-то, придерживающийся традиционной одежды, к другим классам. Одежда простых людей менялась очень медленно, но смена одежды жителей городах Санкт-Петербурга и Москвы быстро менялась.

19-20 века

Весь 19-й век рококо стиль считался очень популярным. Особенно под властью Елизаветы Петровны светская жизнь ориентировалась на французскую моду. Женщины носили платья с узкими, низкими плечами, подчеркивая тонкую талию. Очень полюбились овальные оправы, корсеты; впервые появились высокие каблуки, но юбки лишились пуха.

Французский сарафан включал традиционный головной убор с загнутыми рукавами сзади, тонкую талию, обрамленную большим шлейфом. Высшие слои общества впервые начали демонстрировать современное коктейльное платье.

20-й век ознаменовался более практичной одеждой. Узкие корсеты уступили место более свободной одежде. Комфорт считался ключевым моментом; стали модными простые сарафаны, шорты, блузки, галстуки.

Одежда для мужчин \ женщин становилась достаточно удобной для работы, ношения, передвижения. Подплечники стали элементом женской одежды для придания более мужественного вида, а строгая форма стала частью жизни. Здесь не оставалось места индивидуализму, поэтому промышленное производство одежды препятствовало появлению сложного кроя или украшений.

Завершая 20-й век, после больших перемен внутри страны, народная русская мода стала постепенно сливаться с европейской. Модельеры могли открыть свой бизнес, путешествовать по миру, а международные бренды могли открывать свои магазины во многих городах России. Многие российские дизайнеры стали специализироваться не на массовом производстве, а на аксессуарах и частных лицах. Сегодня многие российские модельеры взяли вершины ТОПа.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Региональные особенности

Несмотря на разные климатические условия и этнические особенности, в одежде многих русских регионов были одни и те же элементы. Отличие составляли некоторые детали

Так, для женского образа важно было наличие:

  • рубахи;
  • национального сарафана (поневы или юбки);
  • передника;
  • обуви;
  • головного убора;
  • верхней одежды;
  • навесных украшений.

У мужчин костюм состоял из:

  • рубахи;
  • портов;
  • обуви (лаптей);
  • головного убора;
  • верхней одежды;
  • пояса.

Что касается русских национальных головных уборов, здесь четкой грани не было. Однако существовал небольшой ориентир: с поневой чаще надевали рогатую кичку с сорокой, с сарафанами носили кокошники разных разновидностей, либо платок. В целом особенности русского национального костюма следующие: ручная кропотливая работа, масса украшений и яркие цвета. Наиболее богатым был южный костюм. В разных губерниях народная русская юбка сшивалась из трех или четырех клиньев.

Определить регион проживания можно было и по национальному кокошнику. Например, в Пскове носили конусообразный головной убор с «рогом», украшенный по очелью «шишками», а отличительной чертой тверского костюма являлась высокая плоская шапка с наушами и понизью, закрывающая лоб. В средней полосе намного чаще использовались дорогие заморские ткани (шелк, атлас или парча).

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин

Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.

Новости  Лягушка. оригами

Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:

  • Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
  • Имели вид зауженных книзу.
  • Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.

Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.

Виды кроя

Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.

Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.

Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.

Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.

Цельная женская рубаха и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.

Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.

Женский костюм

Основой женского народного костюма X-XIV веков являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали поневу, запону или нагрудник. Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.

Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком. Нагрудник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета. По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Незамужние девушки носили повязки или обручи, а замужние покрывали голову повойником (что-то вроде платка) и убрусом (куском длинной ткани, который определенным образом обвязывали вокруг головы).

В женском костюме XV-XVII веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.

Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.

Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Кокошник завязывался сзади на широкие ленты, спереди иногда на лоб и виски спадали драгоценные подвески или бусы. Сзади к кокошнику могли прикреплять тонкие красивые ткани, которые складками спадали до талии, а то и до самого пола. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.

Немного истории

Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.

В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?

Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.

Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:

  • Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
  • Хлопковые ситцевые ткани.
  • Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
  • Натуральные шелка.
  • Роскошный сверкающий атлас.

По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.

Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.

Советы

Подбирая одежду под образ, предпочтение отдавайте вещам из натуральных тканей: льна, шелка, хлопка, шерсти. Выбирайте вещи не строго по фигуре, а свободного кроя. Приглянется яркая лоскутная модель – берите: пэчворк – это очень по-русски.При наличии вышивки, отдавайте предпочтение одноцветной работе.

Как ухаживать за одеждой

Так как этно-стиль предполагает практичность и натуральные ткани, такая одежда не требует особого ухода, кроме стандартного: периодической стирки и утюжки. Вещи из хлопка и льна лучше утюжить чуть сырыми – так вам придется приложить меньше усилий для разглаживания складок.

Как стирать

Стирать изделия необходимо в соответствии с рекомендациями производителя и придерживаться стандартных правил стирки: белое с белым, цветное с цветным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.