Техника рисования «эбру» детям для дома и в детском саду

Содержание

Техника рисования

Рисование в технике эбру в домашних условиях – процесс довольно простой, поэтому слегка видоизмененный подходит даже для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для дошкольников или начинающих должен осуществляться по простой схеме. Сперва в подходящей емкости необходимо по инструкции приготовить воду с загустителем. Необязательно заполнять контейнер полностью – достаточно, чтобы жидкость присутствовала на дне.

Затем на поверхность стряхивающим движением потребуется перенести ту или иную краску. Наконец, путем использования разных инструментов на поверхности удается сформировать разные узоры. Готовый рисунок на 10-15 секунд накрывается листом матовой бумаги, в результате чего роспись переносится на основу. В конце занятия лист снимают с поверхности и оставляют на просушку.

Новости  Лучшие платья в стиле бохо

Фон

Если пошагово своими руками создавать картину в технике эбру, начинать лучше с прорисовки фона. Сделать это рекомендуется следующим образом: взять не более 2 оттенков краски, заранее разведенной в отдельных стаканчиках, и побрызгать небольшое количество на основу. Разбрызгивать краску принято кисточкой или специальным дозатором. Технология работы такова, что первые капли могут раствориться, но затем они будут поддерживать на поверхности остальные изображения. Для создания фона удобно пользоваться расческой, позволяющей наносить повторяющиеся узоры по всей поверхности. Можно также сделать фон однотонным или разноцветным, гладким или с текстурой.

Рисунок

Для получения основного рисунка потребуется использовать разные художественные инструменты. Сперва в краску окунают кисточку и несколько капель аккуратно капают на основу. Далее можно вытягивать линии, формировать завитушки и спирали, проводить радиусы, создавать цветы и даже нарисовать животных или насекомых. Начинающим мастерам рекомендуется начать с кругов, которым растяжкой придаются разные формы, а затем перейти к простым цветкам и бабочкам.

Определенным образом проводится работа с шилом: его кончик окунается в банку с краской, после чего аккуратно подносится к поверхности. Цветная капля должна сама перетечь на рабочую поверхность. Для увеличения ее габаритов в центр добавляется еще одна такая же порция.

Перенесение на поверхность

Чтобы перенести живопись в технике эбру на бумагу, необходимо аккуратно приложить листок к поверхности, не смазав рисунок, и подождать от 10 секунд до 10 минут. Если работа проводилась с использованием гуаши, то лучше подождать подольше, чтобы краски получились более яркими. Пальцами или шилом можно добиться более плотного прилегания. О том, что изображение полностью впиталось, может подсказать даже сама бумага: ее края начнут подниматься. Снимается бумага либо двумя пальцами, либо пинцетом. Работа с тканью и керамикой осуществляется сходным образом, а вот в случае дерева окрашиваемое изделие обычно покрывается со всех сторон.

Новости  Что означают пейсы у евреев, национальные особенности женских и мужских причёсок

Сушка

Сушить картину дома принято на мягкой подложке в горизонтальном положении. Не возбраняется с этой целью и воспользоваться феном.

Возможно ли Эбру рисование в домашних условиях для детей?

Ведь это необычный способ позволяет занять маленького непоседу на довольно продолжительное время.

Несмотря на сложное название и описание для домашних занятий есть более упрощенный вариант. Дома прекрасно подходит такая основа, как молоко, 2,5 % жирности. Молоко наливается в посуду, кисточку с краской опускается в молоко. Краска стекает и образует вокруг кисточки пятно нужного размера (так же можно капнуть краску из обычной аптечной пипетки). И так несколько раз.

Затем берется палочка (зубочистку, палочку от суши, спичку) и рисуются разные линии, узоры и т.п. На этой стадии уже можно остановиться, т.к процесс сам по себе увлекателен.

Обратите внимание! Но есть интересное дополнение: кончик ватной палочки смачивается жидкостью для мытья посуды и окунается в центр тарелки/тары, на 2-3 мм в глубину. Нарисованное изображение тут же начинает меняться

Остается только наблюдать и удивляться!

Нарисованное изображение тут же начинает меняться. Остается только наблюдать и удивляться!

Рисунок на молоке

Второй секрет эбру: бычья желчь и натуральная краска

Перед тем, как научиться рисовать эбру, нужно приготовить специальные краски. Обычная гуашь или акварель не подойдет для шедевра на воде.

Краски, используемые для эбру, не содержат казеин, кислоты (чтобы не портить со временем бумагу или другой материал, на который переводится картина) и не смешиваются с водой. Все они имеют натуральное происхождение.

Для эбру подходят краски:

  • на основе глины или почвы, содержащие оксид железа;
  • сделанные из растений;
  • угольная сажа.

Мастер подготавливает их перед тем, как рисовать эбру, смешивая с желчью крупного рогатого скота. Именно это вещество позволяет создавать красивые цветные узоры на поверхности воды и обеспечивает сохранность узора на бумаге (ткани, керамике) долгие годы.

Пропорции краски для эбру следующие: 3 части красящего пигмента, 2 части желчи и 1 часть дистиллированной воды. Если желчи будет много – узор не получится, так как все растечется, если мало – изображение на бумаге потрескается. Полученную краску нужно хранить в плотно закрытой банке.

Какова техника эбру?

Перед началом работы, лоток наполняют смесью воды с загустителем. Традиционно с давних времен в качестве загустителя использовалась смола, приготовленная из сока растения Астрагал, обладающая низкой степенью клейкости – китрэ . Для приготовления такого раствора необходимо 3-4 дня: сначала смолу помещается в воду для набухания, затем несколько раз вымешивается с постепенным добавлением воды, процеживается через ткань, и только после этого смешивается с чистой питьевой водой для ее загущения.

В настоящее время вместо китрэ чаще употребляется порошкообразное вещество Каррагинан – природный гелеобразователь . Процесс получения гаррагинана занимает меньше времени чем смолы Астрагала, храниться это вещество дольше, и приготовление водяной смеси для эбру значительно проще и быстрее. Примерно 10 литров воды смешивается с 60-70 граммами порошка и выдерживается ночь (до исчезновения белой пены) для получение нужной консистенции. В этом случае, в процеживании уже нет необходимости.

Краски для эбру должны обладать 2-мя основными свойствами: не смешиваться с водой и не содержать в себе различные кислоты и казеин, так как со временем эти вещества портят бумагу и рисунок. Натуральные краски, используемые в рисовании на воде, можно разделить на 3 группы:

1. Краски на основе почвы и глины с содержанием оксида железа:

 оксидный красный

  оксидный коричневый

  оксидный желтый

  оксидный зеленый

  оксидный голубой

2. Растительные краски: голубой, красный, желтый и т.д.

3. Для изготовления черной краски используется угольная сажа.

Для того, чтобы краски были пригодны для создания эбру, они должны пройти процесс приготовления, который является основополагающим в этом искусстве. Например, для приготовления оксидной красной краски, порошок с содержанием оксида железа высыпается на мраморную столешницу, смешивается с небольшим количеством воды для получения “грязеобразной” консистенции и растирается специальным мраморным камнем той же плотности, что и столешница в течении срока от 1 часа до 3-х. Полученную пасту собирают в банку, добавляют воду и желчь крупного рогатого скота и в течении 3-4 недель, каждый день 10 раз, по 3-4 минуты размешивают. Так как главной особенностью краски является нерастворимость в воде, то красящее вещество выпадает в осадок в банке, а на поверхости собираются излишки воды и желчи. Эти излишки аккуратно убираются с помощью шприца, а оставшая на дне краска готова к использованию в создании эбру.

Желчь крупного рогатого скота – очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхости и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Если в краске недостаточно этого компонента, то при переводе узора на бумагу краска может потечь, а со временем потрескаться. Наоборот, если желчи слишком много, то краска будет слишком обширно распространяться по поверхности воды портя тем самым ранее созданный узор. В некоторых техниках эбру может применяться куриная желчь или желчь определенного вида рыб.

ЭБРУ

Эбру — древнее искусство рисования на воде и последующего перенесения получившегося изображения на ткань. Считается, что этот вид рисования из Индии распространился сначала в Персию, а потом- в Турцию, где получил такое название. Техники рисования на воде широко использовались и в других странах.

Например, в Японии этот вид декоративно-прикладного искусства называют суминагаши. Эбру иногда ещё называют рисованием на воде или водной анимацией.

Идея рисования на воде также применяется в упрощенной форме на мастер-классах по марморированию в семейных творческих центрах Киндер-арт, на которых за 45 минут можно познакомиться с идеей перенесения узоров, созданных на воде, на плотную поверхность.

Как это происходит

Для рисования в технике эбру используются специальные материалы и инструменты. Для рисования в стиле эбру нужна не обычная вода, а именно раствор с повышенной плотностью, на котором краски растекаются по поверхности пятнами.

И вот тут уже требуется мастерство управления цветовыми пятнами превращая их в рисунки и картины. Инструменты используемые в эбру просты по сути, но при этом универсальны: шило, кисть, гребень позволяют виртуозно творить всевозможные картины и узоры, характерные данной технике.

Созданный рисунок переносится на бумагу или ткань путём прикосновения их к изображению на поверхности воды .

Чему учим

Когда наблюдатель, как легко и изящно мастера эбру из цветовых пятен создаёт великолепные образцы изобразительного искусства — волшебных птиц, изумительные цветы или причудливые абстракции, кажется, что нет ничего проще.

Однако за кажущейся простотой скрываются талант рисовальщика и наработанная годами техника работы с такими специфичными материалами и инструментами. На наших занятиях мы обучаем: — работе растворами и красками.

Очень важно знать пропорции специального раствора, который повышает плотность воды и не дает краскам тонуть. В течение занятий Вы учитесь четко представлять задуманное, а потом воплощать план в реальности

Если этот процесс происходит в кругу единомышленников и под руководством опытного педагога, то нюансы и тонкости познаются на практике; — способам переноса получившегося рисунка на разные поверхности; в начале курса мы работаем с различными видами бумаги, более опытные ученики работают с тканью (шелком). Программа занятий

В течение занятий Вы учитесь четко представлять задуманное, а потом воплощать план в реальности. Если этот процесс происходит в кругу единомышленников и под руководством опытного педагога, то нюансы и тонкости познаются на практике; — способам переноса получившегося рисунка на разные поверхности; в начале курса мы работаем с различными видами бумаги, более опытные ученики работают с тканью (шелком). Программа занятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА/ПОЛЬЗА

Любой вид творчества наполняет человека позитивной энергией. Техника эбру ведет к созерцанию и одновременно к сосредоточению.

От рисования на твердых поверхностях — бумаге, холсте, дереве или керамики — эбру отличается некоей эфемерностью и зыбкостью, и, поэтому требует четкой постановки задачи.

Созерцание способствует релаксации через творчество и наполнению положительными эмоциями, сосредоточение есть концентрация и реализация намерения. У детей эбру развивает и укрепляет моторику, а также учит концентрации и достижению результата без эмоционального напряжения.

Мастер-класс «Искусство Эбру как средство снятия напряжения»

Мастер-класс для педагогов

«Искусство Эбру как средство снятия напряжения»

Педагог-психолог МБДОУ детского сада №11 г. Нижний Ломов Жаркова О.А.

Тема:«Искусство Эбру – рисование на воде»Цель:

познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования Эбру.

Задачи:

показать педагогам основной способ рисования красками на воде —

мраморирование, с элементами цветочного декора.

Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»

Назначение мастер-класса

: Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы:

Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.

Ход мастер-класса:

Слайд №1, №2

— Уважаемые коллеги! А вы пробовали рисовать на воде? Если нет, то сейчас попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

Слайд №3, №4

«Эбру» — это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

В переводе «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.

Слайд №5

Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого мимолетного и ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?

(показ детских работ в этой технике)

Слайд №6, №7

Это работы детей и родителей. Работы индивидуальны, не похожи друг на друга, с разной цветовой гаммой.

Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.

Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, освоим способ мраморирования на воде. Слайд №8

Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и крахмала. Я для вас его уже приготовила.

Еще для работы нужна гуашь, которую я разбавила водой до жидкого состояния с добавлением клея ПВА и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная по размеру лотка. Всё это перед вами.

Итак, начнем по порядку:

(включается восточная музыка)

Слайд №9

Сначала создадим фон, фон нашего настроения. На кончик кисти набираем краску. Я возьму синий цвет. И слегка касаемся поверхности воды.

Берем следующий цвет. Я возьму …

(показ палочкой в воздухе)

Слайд №10,№11

А теперь палочкой в воздухе повторите за мной волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

Слайд №12, №13

И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и шершавой стороной аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

(показ работ участников)

(Музыка заканчивается)

Рефлексия Слайд №14

Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

Слайд №15

Презентация «Инструкция к мастер-классу» PPTX / 4.05 Мб

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования

Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).

Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.

Каждая композиция получается уникальной, поскольку нельзя предугадать, как именно растечётся краска

Краткий экскурс в историю

История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде.

Рисование эбру по сей день популярно в Турции, там проводятся мастер-классы для туристов и выставки

Через Великий Шёлковый путь эбру проникло в Европу, где за ним закрепилось название «турецкая бумага» (ещё один вариант — «мраморная бумага»). Эта изящная техника использовалась для оформления книг и ценных документов. Например, на красочной узорчатой бумаге делали важные записи (свидетельства, указы), подделать такой документ было очень трудно.

Что касается этимологии названия, здесь тоже нет полной ясности. Предполагается, что оно восходит к персидскому «об» (вода) и «ру» (на). В турецком же языке «обру» преобразуется в «эбру», что значит «на воде».

Видео: история и философия искусства эбру

Виды эбру

В современной живописи используются разные виды техники рисования на воде. Наиболее популярны следующие:

  • Akkase Ebru. На один лист бумаги последовательно по мере высыхания наносятся несколько слоёв краски.
  • Gel-Git (или волны). По воде просто разбрызгивается краска, затем по ней шилом или иным острым предметом проводятся параллельные друг другу линии.
  • Баттал эбру. Краска также разбрызгивается по поверхности воды. Затем полученный узор без каких-либо изменений переносится на бумагу. Таким образом, от уровня мастерства художника здесь мало что зависит: он просто одна из составляющих творчества наравне с водой и бумагой.
  • Осветлённое эбру. Краска сильно разводится водой. В итоге изображение получается очень светлым, будто нанесённое лёгкими штрихами. Используются такие рисунки в основном как фон.
  • Эбру Неджмеддина (по имени изобретателя). На основе рисуются концентрические окружности разного размера, которые затем преобразуются в узоры или образы. Таким способом очень хорошо изображать бутоны цветов.
  • Эбру шаль. Краска разбрызгивается по поверхности жидкости. Затем шилом проводятся движения влево-вправо или вверх-вниз. После этого делаются круговые движения по тому же рисунку. Получается так называемый узор «приливы-отливы».

Концентрические окружности кругов легко можно превратить в бутоны цветов, а также в листья и другие образы

2.1. Секреты создания Эбру

Технологическая последовательность рисования

Секрет 1. Подготавливаем воду

Для начала работы нужно подготовить воду. В чистую питьевую воду добавляем загуститель. Следуя инструкции, сделать раствор. Оставить раствор «отдохнуть» (не менее 12 ч.) Вливаем в ёмкость готовый раствор

Секрет 2. Нанесение красок в технике Эбру

Приступаем к работе с красками. Веерной кисточкой с помощью брызг формируем фон. Краски не смешиваются между собой, не тонут и не растворяются в воде, оставаясь на ее поверхности и образуя неповторимые узоры.

Шилом наносим краску и делаем узоры.

Капают контрастной краской крупные капли и с помощью шила рисуют цветок, либо орнамент

Секрет 5. Перенос рисунка на бумагу в технике Эбру

2.2. Эксперименты с жидкостями в технике Эбру

Теперь мы знаем, секрет Эбру: краски для рисования должны быть жидкими, тогда они смогут растекаться, а вода — густой, чтобы удерживать краски на поверхности.

Но что делать, если у вас нет специальных дорогостоящих красок и жидкостей для Эбру? Не беда!

Эксперимент №1

Для этого эксперимента нам понадобятся простые ингредиенты:

2–3 стакана не густого клейстера Канцелярский клей

Гуашь (акриловые краски иакварельные), разбавленные водой до жидкого состояния/

Благодаря клейстеру, краски стали более послушными. Они не тонули и красиво растекались, как настоящие эбру-краски. Самый красивый эффект получился с акварельными красками!

Эксперимент №2

Молоко — тоже жидкость, но оно погуще воды. Быть может, можно рисовать на молоке?

Для этого эксперимента нам понадобятся:

  • стакана молока (чем больше жирность молока, тем лучше).
  • Пищевые красители.
  • Жидкость для мытья посуды (жидкое мыло).

Секрет опыта: средство для мытья посуды или жидкое мыло разрушает жир в молоке и тем самым заставляет пищевой краситель «танцевать» в молоке.

Получившийся рисунок будет весьма интересным, но перенести его на лист бумаги нельзя!

Разумеется, эта техника — только подобие Эбру. Но, тем не менее результат может оказаться очень красивым и своеобразным. С точки зрения материальных затрат, это увлечение довольно экономное и не требует больших вложений.

Техника Эбру в домашних условиях доступна для каждого, это необычайно увлекательный вид творчества.

2.3 Советы по созданию шедевров

Чтобы научиться технике Эбру и создавать настоящие шедевры, следуйте нескольким простым советам:

2. Можно купить готовый набор, в который входят ёмкость, загуститель, краски, а также все необходимые для создания узоров инструменты.

3. Начинайте осваивать самые простые элементы, например, завитки, петли, переходы и так далее. А потом пробуйте переходить к более сложным изображениям и совмещать узоры.

4. Для создания рисунков можно использовать как готовые примеры, так и собственное вдохновение. Просто возьмите краски и кисти и начинайте творить.

5. Если вам что-то непонятно, попробуйте просмотреть подробные обучающие видео с пошаговым описанием всего процесса.

6. Запаситесь терпением, ведь настоящие шедевры или даже более или менее удачные рисунки начнут получаться не сразу. На всё нужно время.

7. К занятиям следует приступать в спокойном состоянии и хорошем настроении, и тогда всё получится!

Запаситесь всем необходимым, поймайте вдохновение и начинайте творить уникальные рисунки на воде, используя технику Эбру!

2.4 Мастер-класс «Эбру»

В целях ознакомления одноклассников с техникой искусства Эбру было решено провести мастер-класс “Эбру”.

Для этого мной было подготовлены поднос, различных цветов краски, кисточки, шило, чистая вода для мытья кисточек, бумажные салфетки для протирания шила. Сначала я продемонстрировала, как нужно рисовать, а затем предложила своим одноклассникам попробовать, что это значит рисовать на поверхности воды.

Удивления и радости не было предела! Весь класс с огромным удовольствием и вдохновением принялся за работу. Девочки пытались рисовать цветы, мальчики — корабли, волны и т. п. В результате каждый смог окунуться в мир творчества и загадки Эбру.

У ребят получились неповторимые шедевры. Они пообещали сделать из готовых рисунков открытку или поместить в фоторамку и повесить в комнате. Я очень рада, что смогла заинтересовать своим новым увлечением одноклассников.

Большие работы станут ярким и необычным украшением интерьера. Освоив марморирование, можно делать открытки, к тому же наносить рисунки допускается не только на ткань или бумагу — с помощью этой технологии легко декорировать поверхность даже объемных предметов — пластмассовых или деревянных браслетов, шкатулок, керамики.

Техника мраморирования

В первой части мы научились основам эбру, этой интереснейшей техники рисования, узнали, что необходимо иметь для работы.

До этого (в первой части) наше влияние на конечный результат было косвенным — мы не прикасались к самой основе. Но можно рисовать непосредственно по поверхности воды (вернее густой основы для эбру) как по бумаге.

Для это используются тонкие палочки, иглы, перья, гребешки, шпатели, даже обратная сторона кисти.

Рисунки эбру как абстрактные и тематические картины

Для тех, кто уже сделал хотя бы несколько отпечатков эбру на бумаге, остался доволен результатом, предлагаю идти дальше. Как вы думаете, всегда ли в технике эбру получаются абстрактные изображения? Можно ли, реально ли получить рисунки на конкретные темы, чтобы было узнаваемо то, что изображено на картинке, применяя те техники рисования по воде, что вы знаете?

Урок 1 смешивание цветов

Метелочкой краски распределяются (разбрызгиваются) по воде. А острой палочкой или шпателем слегка смешиваются до получения мраморного рисунка.

Такой прием иллюстрирует фото ниже.

Приемы рисования эбру в картинках

Красные и серые цвета комбинируются, редкие желтые пятнышки оживляют общий вид картинки.

Как получаются подобные разводы, иллюстрирует схематичная картинка внизу текста.

Схема смешивания цветов в эбру

Урок 2. Соединение цветовых пятен

Для двух последующих примеров цветовые пятна тупо нанесены концом кисточки или пипеткой. Ровными рядами они посажены рядом друг с другом. После чего палочкой кисти или шпателем они были соединены между собой. Проводим мы от верхнего края ванночки к нижнему или наоборот — получается все время разная картинка.

Соединение пятен на поверхности воды

Можно попробовать провести палочкой по диагонали. Таким приемом получаются интересные образцы рисунков. Но слишком много увлекаться этим методом (непосредственно рисования по поверхности) не стоит. По той причине, что тогда часть краски может смешаться с основой, тогда придется чаще ее менять.

Узоры эбру

Урок 3. Смешивание цветов пером

Работа начинается с того, что рядами с одинаковым расстоянием наносятся капли зеленого красителя. После сажаются капельки в середину зеленого. Синий разбрызгивается при помощи «метелки». Синий мало расплывается и образует веселые точечки.

Далее вместо того, чтобы как мы уже научились работать шпателем, деревянным концом кисти или иголкой, используем птичье перо. Причем не острие, а другой конец. Вытянутые пятна упорядочиваются теперь друг за другом.

Эбру птичьим пером

Урок 4. Марморирование в технике «улитки»

Следующая техника — улиткой. Ряды пятен выполняются не особенно точно, а потом пером закручиваются как домик улитки.

В старину сделанный в виде улитки узор часто использовали для украшения обложек книг. Это была «классика» техники эбру, правда, выполненная иглами.

Пример занимает большую площадь, очень интересно цветовое решение. Перо придает рисунку особый орнамент, картинка перышком получается более живой, чем сделанная иголкой.

На что нужно обратить внимание: когда улитка закручена, вы хотите рисовать дальше на другом месте, на пере остается краситель. На перышке остается еще и основа

Если мы сразу же переместим инструмент на другое место, то там лягут «нити» поперек узора.На готовой работе останутся некрасивые белые или цветные штрихи. Если иголка посадит один штрих, то перо — множество.

Поэтому перо нужно аккуратно доставать, держать под рукой тряпочку, которой можно почистить его. Достаточно просто провести им по ткани.

Техника улитки в марморировании

Что такое рисование на воде эбру?

Техникой рисования эбру изначально называлась искусственная имитация мраморного узора на полотне, бумаге или коже. История этого вида искусства также загадочна, как и этимология самого слова «эбру». Одни исследователи находят его корни в арабском словосочетании «ароматная вода». Другие искусствоведы утверждают, что название техники появилось от слова «облако», ведь создаваемые узоры невесомы и аккуратны, как облачко. Примечательно, что за столетия существования искусства ни один узор не удалось повторить, ведь, помимо мастерства художника, в создании рисунка участвует сама природа.

Родиной водяных узоров считают Азию. Первые исторические находки — кусочки кожи с «мраморным» узором — датируются началом нашей эры. Из Азии мастерство постепенно завоевало Восток. В Турции первые упоминания об искусстве, напоминающем технику рисования на воде эбру, появились в VII веке, но только 300 лет спустя данный вид искусства получил современное название. К 12 веку рисунок на воде стал настолько популярным в Японии, что даже император стал одним из приверженцев рисунков на воде, а соответственно, все придворные тотально начали заниматься водяным художеством.

Рисование эбру привлекает внимание необычными неповторимыми узорами, но многим мастерам нравится также сам процесс создания рисунков. Краски наносятся не на полотно, а на «воду»

Но на самом деле базовая субстанция намного гуще обычной воды, а краски реже привычных маслянистых или же разбавленные. Основная идея творчества базируется на разных плотностях жидкостей: на плотной основе жидкость не растворяется, а расползается пятном. Такая техника не предполагает нанесения строгих линий и форм, все изображения плавные и мягкие. После создания узора на жидкой основе рисунок переносится на бумагу или ткань.

В каждом уголке мира техника развивалась и совершенствовалась, приобретая региональные черты и особенности

Так, на Востоке особое внимание уделялось не только механической стороне искусства, но и психологическому состоянию художника. В частности считалось, что только у спокойного умиротворенного творца могла получиться красивая картина

А вот на Ближнем Востоке большее внимание уделялось сюжетным линиям, мастера оттачивали не плавность линий, а их изящество и точность. Визитной карточкой мастеров Османской империи являются не абстракции, а животные и цветочные узоры.

Рисовать простые узоры могут не только взрослые, но и дети. Юных художников данный вид искусства знакомит с азами рисования и колористики, помогает развивать фантазию, учит работать с различными материалами, учит усидчивости и спокойствию.

Что такое Эбру? Эбру — это…

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды.

Эбру — это больше, чем рисование, больше, чем искусство. Это возможность погрузиться в энергию водной стихии, ощутить её простоту, гармонию и совершенство.

Это особенный способ самовыражения, полный мистического очарования, когда созревший в душе замысел воплощается в изменчивой воде, а потом запечатлевается на бумаге. Мастера сравнивают эбру с отпечатанной на бумаге молитвой.

Чтобы овладеть этим искусством нужно, прежде всего, обрести себя, открыть свои чувства познания для мира. Картина, выполненная в технике эбру, это своеобразное отражение души художника, его чувств.

Чтобы жидкость была более плотной, в неё добавляют экстракт растения гевен, которое встречается в горах Турции, Ирана, Пакистана и на Кавказе.

После этого, используя кисти и специальные инструменты, на поверхность воды наносят капли краски, которые начинают жить своей жизнью: расплываются, сужаются, расширяются.

Каждый слой краски не смешивается с предыдущим, а начинает взаимодействовать с ним, образую своеобразную движущуюся цветовую симфонию. Это достигается посредством особого состава используемых красок (пигмент, вода, желчь) и их очень жидкой консистенции.

Достаточно на несколько секунд положить бумагу на воду, чтобы рисунок полностью исчез с поверхности воды и отобразился на бумаге. Этот оттиск уникальный и неповторимый. Есть техники перевода изображения эбру не только на бумагу, но и на ткань, дерево, стекло, керамику.

Картины в технике эбру можно увидеть в дизайне помещений, на одежде и аксессуарах.

Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создания. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции.

С персидского слово «эбру» можно перевести как «похожий на облака». По другой теории, зарождение эбру произошло несколько восточнее — в Туркестане, где сейчас находится Уйгурский автономный район КНР.

Кстати, на Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому около 2500 лет. Считают, что подобная техника произошла от шаманских ритуалов, которые использовали рисование на воде для связи с миром духов.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты и инструменты, приготовить раствор воды, краски.

Погружаясь в эбру, можно открыть для себя таинство общения с водой — изменчивой, переливающейся, составляющей основу всего живого.

Вода в эбру словно зеркало, как своеобразный барометр души, отражающий тончайшие переживания, о которых вы сами могли и не догадываться, пока капли краски на воде не сложились в особенный узор, тайна которого понятна только вам.

Эбру — это возможность погружения в настоящий момент, фотографирования его — здесь и сейчас. Мастера говорят, что начав работать в технике эбру, вы с каждым шагом будете обретать всё более глубокое понимание мира и себя.

Вода сама помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять её язык и говорить на нём. Как писал Руми: «Слова не нужны, чтобы проникнуть в тайну. Просто будь, и вот она».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *