Пошив сценической одежды казачьи костюмы

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Новости  Как сшивать документы нитками

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Новости  Костюм для кота

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Костюмы в русском народном стиле

Детский стилизованный костюм состоит из сарафана (материал – красный габардин). Свобода сарафана на талии фиксируется резинкой или завязкой на бант сзади. Передняя часть сарафана украшена аппликацией. Белая блузка пошита из сорочечной ткани с объемным рукавом-фонарик на резинке. Застёжка блузки выполнена сзади на пуговицу. Степень свободы предлагаемых изделий позволяет использовать их на несколько размеров.

Стоимость блузки – 1700 рублей, стоимость сарафана – 3000 рублей.

Женский костюм состоит из длинного сарафана (ткань габардин) и белой блузки. Юбка сарафана клешенная и отделана по низу рядами декоративной тесьмы.

Верх сарафана выполнен на широких бретелях с отделкой декоративной тесьмой. На линии талии использовано несколько рядов резинки для плотной посадки иделия.

Стоимость сарафана – от 4500 рублей.

Белая блузка сшита из сорочечной ткани и расшита тесьмой по рукавам. Стойка и горловина блузки выполнены из красного габардина и также расшиты тесьмой.

Стоимость блузки – от 2800 руб.

Стоимость варируется в зависимости от фактуры ткани, размеров изделия и используемой тесьмы.

Женский головной убор состоит из расшитой тесьмой плотной основы, выполненной из усиленного габардина. Для завязки использована атласная лента.

Стоимость головного убора – 800 рублей.

Мужская рубашка с декоративным поясом-кушаком.

Рубашка выполнена из молочного габардина со вставками красного цвета. Вставки отделаны декоративной тесьмой. Воротник-косоворотка с застёжкой на кнопках.

Стоимость комплект (кушак+рубашка) – от 3500 рублей.

Любой из представленных костюмов можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Изготовление казачьего костюма для девочки

Для девочки существует своя вариация данного костюма. В ней штаны заменены на юбку, а вместо папахи могут использоваться другие головные уборы. В частности. на эту роль замечательно подойдет яркий платок или украинский венок с лентами.

Для его создания вам потребуются следующие материалы.

  • Атласные ленты разных цветов.
  • Искусственные цветы.
  • Широкая узорная тесьма.

Отрезаете тесьму по обхвату головы. Сшиваете ее в кольцо. Сверху нашиваете цветы, а с боков и задней части пришиваете ленты.

Кофта

Кофта казачки отличается от мужской рубахи. Она может быть выполнена из любой подходящей ткани яркой расцветки. При этом необязательно использовать материю однородного окраса.

Выполнение работы

Внесите в базовую выкройку изменения по вашим размерам.

Образец выкройки

  • Перенесите элементы на ткань.
  • Выполните швы.
  • Пришейте застежки.
  • Если требуется, задекорируйте изделие при помощи вышивки или декоративной тесьмы.

Юбка

При изготовлении данного элемента костюма следует быть внимательным к деталям.

Первое, на что нужно обратить внимание, это длина изделия. Она может доходить только до колена или спускаться значительно ниже

Второе — это модель. В основном используется юбка-солнце с оборкой по краю подола. Но иногда применяется клинообразный вариант.

Юбка солнце

Вариант с клиньями

Декором этот предмет не украшается.

Как сшить казачий костюм для мальчика

Работа проводится поэтапно.

Подготовка к изготовлению костюма казака

Чтобы изготовить мужской костюм, вам потребуется создать выкройку и приобрести необходимые материалы и инструменты.

Для выкройки можно использовать базовый чертеж, изменив его по своим размерам.

Вам понадобится ткань разных расцветок. Это должна быть гладкая блестящая материя: атлас или креп-сатин.

Приготовьте также ножницы, нитки в тон ткани, портняжный мелок, английские булавки, бумагу для построения выкройки и швейную машину.

Могут пригодиться некоторые декоративные элементы: атласные ленты, узорная тесьма.

Рубаха

Создать казачью рубаху для наряда можно двумя способами: задекорировав покупную белую сорочку или пошить эту вещь.

  • В первом варианте ворот и передняя часть расшиваются узорной тесьмой.
  • Для второго способа приобретается ткань и предмет шьется самостоятельно. Вам нужно снять мерки и внести по ним коррективы в базовый чертеж.

Выкройка

Выполнение работы

  • Перенести детали на ткань и раскроить ее.
  • Выполнить швы.
  • Пришить застежку (молнию или пуговицу).
  • Если надо, украсить предмет с помощью декоративной отделки.

Штаны

Данный элемент костюма также можно создать на основе готовой вещи или сшить.

В первом случае потребуются черные брюки и красная атласная лента. Ее пришиваем по бокам брюк в виде лампаса.

Для самостоятельного изготовления следуйте нижеизложенному порядку действий.

  • Приобретите ткань и снимите мерки.
  • Затем внесите изменения в базовый чертеж.

Выкройка

  • Выкроите необходимые детали.
  • Выполните швы.
  • Пришейте лампасы.

Папаха

Этот головной убор является неотъемлемым атрибутом данного наряда. Для его изготовления вам понадобится следующее.

  • Для основной части: каракуль или черная ткань. Лучше использовать бархат или замшу.
  • Для донышка: немного красной ткани.
  • Нитки в тон.

Базовая выкройка

Выкроите части папахи, сколите их булавками и выполните швы.

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Обмундирование и знаки различия

Парадную форму Донского, Астраханского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск и казаков Иркутской и Енисейской губерний («степовых» казаков) составляли папаха, мундир, шаровары и сапоги. Папаха – из черного меха, с цветным суконным верхом. Мундир – синий или темно-зеленый, на крючках, со стоячим воротником, обшлагами «мыском», цветными суконными погонами и выпушками. Шаровары – серо-синие с широкими цветными суконными лампасами. Цвет мундира, выпушек, верха папахи, тульи и околыша фуражки и лампасов в каждом войске был свой.

Форменная одежда Кубанского и Терского казачьих войск («кавказских» казаков) была схожа с национальной одеждой народов Кавказа и состояла из черной меховой папахи, черкески с газырями (напатронниками), бешмета, который надевался под черкеску, шаровар и сапог. Вместо шинелей кавказские казаки использовали бурки. Цвет бешмета, выпушек, верха папахи и околыша фуражки в каждом войске также был своим.

Казаки-артиллеристы отличались от конных казаков своих войск цветом мундира или бешмета, желтым приборным металлом, изображением скрещенных пушечных стволов на пуговицах, а также цветом некоторых деталей отделки, которые были переняты у армейских артиллеристов.

Пластуны Кубанского казачьего войска в качестве приборного цвета использовали малиновый, что указывало на их «стрелковое» положение.

Повседневные погоны в каждом казачьем войске были особой расцветки; у офицеров конных полков – с серебристыми галунами, золотистыми шифровками, вензелями и звездочками по чинам, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой или красной краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Офицеры артиллерийских и пластунских частей на своих красных или малиновых погонах имели золотистые галуны и специальные знаки.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными светло-синей краской.

При Александре I

Перемены в гвардейском обмундировании произошли после восшествия на престол императора Александра I. В 1801 году вместо полукафтана введена куртка (длиной до талии или чуть ниже) со стоячим скошенным воротником. Воротники и обшлага офицерских курток украшаются фигурным серебряным шитьем, а в дополнение к кушакам офицеры начинают носить серебряные пояса-шарфы с кистями.

Одновременно вводится новая форма и в казачьих войсках (за основу были взяты костюмы лейб-казаков): черные барашковые шапки, темно-синие куртки, чекмени (так стали называться прежние кафтаны), шаровары с лампасами, разноцветные кушаки и черные кожаные сапоги, в холодное время – бурки, полушубки, позже – шинели.

В 1804 году на воротники и обшлага форменной одежды офицеров и генералов Донского казачьего войска вводится особое фигурное серебряное шитье (у генералов оно через пять лет заменяется общегенеральским армейским шитьем). В том же году всем казачьим офицерам присвоили серебряные витые жгуты на плечи, а позже серебряные пояса-шарфы. Офицерским отличием стали и серебряные украшения на шапках, волосяные белые султаны черно-оранжевого цвета у основания и шпоры.

В гвардии нововведением стали: желтые эполеты из шерстяной ткани уланского типа и красные с желтым узором нашивки у нижних чинов, серебряные эполеты у офицеров. Были окончательно установлены и цвета форменной одежды, которые оставались неизменными на протяжении столетий, – красные куртки, синие чекмени и шаровары, черные шапки и сапоги. Для Черноморской сотни, зачисленной в 1811 году в состав Лейб-Гвардии казачьего полка, устанавливались те же форма и цвета, но к курткам и чекменям полагались черные плисовые воротники и обшлага с белой выпушкой, а также откидные рукава (синие, если одежда красная, и красные – если синяя), на плечах – переплетенные белые жгуты.

В 1812 году был несколько изменен покрой войсковой формы, да и сами казаки немало поработали над своим внешним видом. Барашковая шапка стала больше походить на кивер: она была высокой – более 22 см и расширялась кверху; для того, чтобы она держала правильную форму, ее внутри начали проклеивать кожей, а чтобы она прочнее сидела на голове, внизу приделали кожаный подбородный ремень, убиравшийся внутрь. Слева крепился белый султан из конского волоса (у урядника верх окрашивался в черный и оранжевый цвета). В разных войсках шапки имели свои особенности: у офицеров-уральцев – с черным лакированным козырьком и серебряным ободком, у сибирских казаков – кивер пехотного образца, но из лакированной кожи, с медной чешуей на подбородных ремнях, украшавшийся белыми (в артиллерии – красными) или серебряными (у офицеров) кутасами и этишкетами, а у артиллеристов и медным (золотым) гербом с изображением двух пушек и горящей гренады, у кавказских казаков – круглая горская папаха. В походе большинство нижних чинов носило произвольные суконные фуражки, а на шапках – черные чехлы.

Чекмень и куртка, уже с прямыми стоячими воротниками и пришивными обшлагами с выпушкой, утратили сходство со старинными кафтанами, что особенно бросалось в глаза после введения у казаков погон, а у офицеров в 1815 году эполет и петлиц. Чекмень стал несколько короче – до колен. Для артиллеристов в 1816 году установили темно-зеленый цвет форменной одежды. В этом же году для черноморцев вместо чекменя ввели куртин с пришивными на спине рукавами, белой выпушкой вокруг воротника и обшлагов в один ряд, а на спине по обе стороны от рукава до пояса в два ряда с переборкой посередине. В конных полках и конной артиллерии форма была темно-синего цвета, в пеших частях – темно-зеленого. Казаки-артиллеристы отличались от всех остальных черными воротниками с обшлагами. Все нижние чины на плечах носили жгуты из перевитого втрое красного шнурка. Штаб-офицерам (старшим) нашивались жгуты из втрое перевитой толстой золотой и серебряной канители, обер-офицерам (младшим) – жгуты только из серебряных суконных ниток. Всем офицерам присваивались серебряный прибор и специальное шитье по воротнику и обшлагам.

Шаровары, широкие и свободные, приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять куртку. Верх их настолько удлинили, что порой они закрывали половину груди, дополнительно утепляя ее, после тугого стягивания (до образования складок) они защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности наиболее трущиеся части шаровар обшивали кусками кожи.

Однако не во всех войсках казаки отправлялись на войну экипированными по форме. Например, уральцы предпочитали носить не куртки и чекмени, а яргаки (халаты) из жеребячьих шкурок и широкие овчинные тулупы шерстью вверх. Тем не менее начало распространению казачьей формы было положено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *